Лечение глаукомы

ГЛАУКОМА - хроническое заболевание глаза, при котором повышается внутриглазное давление (ВГД) и поражается зрительный нерв. При этом зрение снижается, вплоть до наступления слепоты. Слепота, вызванная глаукомой, носит необратимый характер, так как погибает зрительный нерв.

так видит здоровый глаз так видит глаз больного глаукомой

Вернуть зрение ослепшему в этом случае больному уже невозможно!

Всесторонний и индивидуальный подход к тактике ведения пациента, современные методы лечения глаукомы, предлагаемые в нашей клинике, позволяют сохранить зрение и улучшить качество жизни больным, страдающим этим заболеванием.

На сегодняшний день убедительно доказано, что чем раньше выполняется хирургическое лечение глаукомы, тем стабильнее и качественнее сохраняется зрение у пациентов!

Поэтому нами успешно применяют качественно новые методы лечения глаукомы - эффективные, безопасные и малотравматичные хирургические операции. Современная высотехнологичная хирургия глаукомы в настоящее время подразделяется на: лечение глаукомы лазером и микрохирургическое лечение глаукомы.

Лечение глаукомы лазером

Хирургия глаукомы имеет несомненные успехи, однако, становится очевидным, что как бы ни были велики достижения в технике микроманипуляций, как бы ни было мало по размерам режущее лезвие, все же даже максимальный потенциал его возможностей несоизмерим с задачей исправления патологии микроструктур тончайшей по строению фильтрующей зоны глаза. В связи с этим неизбежно встает вопрос о поисках путей «безножевой» микрохирургии глаукомы.

Уникальные возможности для этого представляет собой лазерный луч, с помощью которого можно производить операции на оболочках и внутри глаза, не вскрывая его полость, т.е. без разреза стенки. Лазерная операция при глаукоме выполняется с помощью медицинского лазера. Луч лазера может быть сфокусирован в точечное световое пятно, которое играет роль «лазерной иглы» или «лазерного ножа».

ЛАЗЕРНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ГЛАУКОМЫ БЕЗБОЛЕЗНЕННО, НЕПРОДОЛЖИТЕЛЬНО И ПРОВОДИТСЯ АМБУЛАТОРНО, ПОЗВОЛЯЕТ ИЗБЕЖАТЬ ХИРУРГИЧЕСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА НА ГЛАЗНОМ ЯБЛОКЕ.

Лечение глаукомы лазером в отличие от хирургической операции не требуется общей анестезии, может быть выполнено в амбулаторных условиях при минимальной длительности послеоперационного освобождения от работы. Поскольку лазерная операция при глаукоме производится без вскрытия глаза, она не сопровождается теми осложнениями, которые могут возникнуть во время и после антиглаукоматозных микрохирургических операций. Лазерное лечение глаукомы имеет весьма существенное достоинство - восстановление оттока внутриглазной жидкости (ВГЖ) по естественным каналам.

схема естественного пути оттока ВГЖ гониоскопическая картина угла передней камеры

Тракционные лазерные операции

В настоящее время широко распространенными и наиболее эффективными являются лазерные методы лечения глаукомы, основной зоной воздействия которых является трабекулярная сеть угла передней камеры. Такое лазерное лечение глаукомы называется тракционная лазерная операция и заключается в нанесении лазерокоагулятов в зоне трабекулы, что приводит к расширению трабекулярных щелей и увеличению оттока внутриглазной жидкости из глаза.

Сегодня антиглаукоматозные лазерные операции подобного типа прекрасно зарекомендовали себя при открытоугольной глаукоме. Наиболее часто используются следующие: линейная и радиальная лазерная трабекулопластика, передний и задний трабекулоспазис, циклотрабекулоспазис.

1 – лазерная трабекулопластика

2 – передний трабекулоспазис

3 – задний трабекулоспазис

4 – циклотрабекулоспазис

После лазерных операций рекомендуется в течение некоторого времени (до 2-х недель) продолжать принимать те гипотензивные средства, которые пациент получал до вмешательства. Для уменьшения выраженности реактивного синдрома и послеоперационной воспалительной реакции местно (в виде капель) назначаются противовоспалительные препараты. После исчезновения симптомов реактивного воспаления дозы гипотензивных средств постепенно уменьшаются или отменяются полностью.

Транссклеральная лазерная циклокоагуляция

В данном случае лазерное лечение глаукомы заключается в термической деструкции части цилиарного тела с целью снижения продукции водянистой влаги и внутриглазного давления.

схема нанесения коагулятов терминальная глаукома после циклокоагуляции

Показания к этому методу лазерного лечения:

• первичная глаукома в далекозашедшей стадии, не поддающаяся традиционным методам лечения,
  • терминальная глаукома при некупируемом традиционными методами лечения болевом синдроме,
  • сосудистая офтальмогипертензия и глаукома, независимо от стадии процесса (посттромботическая после острой непроходимости центральной вены сетчатки, неоваскулярная после острой окклюзии центральной артерии сетчатки, геморрагическая после рецидивирующих гемофтальмов),
  • диабетическая неоваскулярная дегенеративная глаукома,
  • посттравматическая глаукома и офтальмогипертензия (в том числе постожоговая).

Лазерная иридэктомия (иридотомия)

Показания к лазерной иридэктомии такие же, как и к хирургической. Лазерная иридэктомия применяется при первичной и вторичной  закрытоугольной глаукоме, при смешанной глаукоме. Лазерная иридэктомия показана как дополнительное вмешательство после внутриглазных операций при неполной эксцизии радужки или закрытии ее колобомы спайками и пигментом.

С профилактической целью лазерная иридэктомия может быть выполнена на втором глазу при первичной односторонней закрытоугольной глаукоме и как предварительный этап перед  трабекулопластикой на глазах с открытоугольной глаукомой и узким углом передней камеры. Лазерная иридэктомия противопоказана при отеке и помутнениях роговицы и при мелкой передней камере.

Периферическая иридопластика и пуппиллопластика

Иридопластика (гониопластика, иридоретракция) заключается в нанесении на периферии радужки легких лазерных коагулятов. Сморщивание и ретракция стромы радужки приводят к немедленному расширению угла передней камеры. Операция показана при закрытоугольной глаукоме в тех случаях, когда иридэктомия невозможна или неэффективна, а также при открытоугольной глаукоме с узким профилем угла передней камеры как предварительный этап для последующей трабекулопластики.

Лазерная пупиллопластика показана в тех случаях закрытоугольной глаукомы, когда иридэктомию не удается произвести. На зрачковую зону радужки в одном из ее секторов несколькими рядами наносят 20-30 коагулятов. Сокращение стромы радужки сопровождается подтягиванием зрачка в ту же сторону и освобождением угла передней камеры в противоположном.

Лечение глаукомы лазером, выполненное вовремя и по показаниям, является высокоэффективным методом хирургии глаукомы.

Лазерное лечение глаукомы эффективно более чем в 90% случаев при начальной стадии открытоугольной глаукомы, при развитой стадии глаукомы положительный результат лечения снижается до 83%, а при далеко зашедшей и терминальной стадиях составляет только 52% и 34% случаев соответственно. Снижение эффективности при первичной открытоугольной глаукоме по мере прогрессирования заболевания требует выполнения хирургического лечения, к тому же лазерная операция низкоэффективна при юношеской глаукоме и первичной глаукоме у лиц молодого возраста.

Микрохирургическое лечение глаукомы

Лазерная операция при глаукоме восстанавливает отток по естественным путям. По мере прогрессирования дистрофических изменений в этих путях внутриглазное давление может вновь повышаться, что приводит к прогрессированию глаукомы. Хирургическое лечение глаукомы остается единственно возможным методом лечения этого коварного недуга.

Выбор конкретного способа хирургического лечения глаукомы с учетом формы и стадии болезни, определяется, прежде всего, стремлением либо усилить отток жидкости из глаза, либо снизить ее продукцию. До недавнего времени наибольшее распространение получило хирургическое лечение глаукомы фистулизирующего типа с полной перфорацией капсулы глаза на ограниченном участке склеролимбальной области под эписклеральным лоскутом. Сейчас же неуклонно возрастает число сторонников неполной перфорации (с сохранением самых глубоких слоев роговицы).

Революционной методикой является принципиально новая операция, разработанная в Микрохирургия глаза. Клиника им. Федорова - непроникающая глубокая склерэктомия. Непроникающая глубокая склерэктомия может быть успешно использована при любой форме открытоугольной глаукомы. Операция имеет важнейшее достоинство, заключающееся в ее проведении без вскрытия глазного яблока, что исключает возможность попадания инфекции и значительно уменьшает риск осложнений во время операции. С целью повышения гипотензивного эффекта операции непроникающая глубокая склерэктомия может быть дополнена интрасклеральным коллагенодренированием.

Непроникающая глубокая склерэктомия может оказаться малоэффективной или неэффективной при далекозашедшей и терминальной стадиях глаукомы, при рефрактерных формах глаукомы. Тогда по показаниям удаление глаукомы производится с использованием других видов антиглаукоматозных операций - проникающая глубокая склерэктомия, синустрабекулэктомия, имплантация спонч-дренажа, установка клапана Ахмеда, имплантация микрошунта Ex–PRESS.

Хирургические методы лечения глаукомы могут быть дополнены методами физиотерапии, направленными на сохранение зрения у пациентов с глаукомой. К ним относится: магнитная и лазерная стимуляция зрительного нерва, улучшающая зрение особенно при далекозашедшей глаукоме.

Глаукома нередко сочетается с катарактой (помутнением хрусталика). В этих случаях мы одномоментно проводим удаление глаукомы с удалением (экстракцией) катаракты и имплантацией интраокулярной линзы (ИОЛ). Для удаления катаракты в нашей клинике используются самые современные методы - факоэмульсификация. Имплантация ИОЛ производится даже пациентам с далекозашедшей стадией глаукомы.

Сегодня лечение глаукомы имеет обширный арсенал средств, действующих на различные звенья глаукоматозного процесса, способных оказать помощь данному контингенту больных в самом полном объеме!