ФАКОЭМУЛЬСИФИКАЦИЯ. ФАКОЭМУЛЬСИФИКАЦИЯ КАТАРАКТЫ

Факоэмульсификация катаракты – это техника, задуманная и разработанная в шестидесятых годах двадцатого века Chales Kelman с целью удаления катаракты методом экстракапсулярной экстракции через небольшой разрез. По сути, факоэмульсификация катаракты – это прогрессивный вариант экстракапсулярной экстракции катаракты.

Иллюстрированное пособие о современной бесшовной методике факоэмульсификации катаракты Вы можете посмотреть здесь

Между разработкой процедуры и ее реализацией прошло много лет, в течение которых совершенствовался метод: система факоэмульсификации с ирригацией-аспирацией «Cavitron - Kelman», предшествовшая современным приборам для факоэмульсификации, была запатентована только в 1971 году. Это оборудование состоит из электромагнитного генератора, присоединенного к рукоятке с наконечником из титана, который может продольно вибрировать с частотой ультразвука. Ультразвуковой наконечник дробит хрусталик, массы которого будут удалены путем аспирации через центральное отверстие в самом наконечнике, благодаря присасывающему действию специального вакуумного насоса, смонтированного на главном приборе. Успех процедуры основывается, на балансе между жидкостью, поступающей в глаз, и выходящей жидкостью, всасываемой насосом, что гарантирует поддержание нормальной глубины пространств переднего отрезка, при этом ультразвуковая верхушка наконечника может дробить материал хрусталика, не входя в контакт с другими структурами глаз и, соответственно, не нанося им вреда.

Причин, по которым эта процедура в тот период не получила высокой оценки, было довольно много. Прежде всего, в семидесятые годы распространенным методом удаления катаракты был метод интракапсулярной криоэкстракции катаракты, а оптическую коррекцию афакии, в большинстве случаев, выполняли при помощи очковых линз. Факоэмульсификация катаракты меняла все правила, действовавшие в то время: вводилось понятие микрохирургического вмешательства, выполняемого под операционным микроскопом; кроме того, операция предусматривала выполнение минимального разреза, что являлось еще одной революционной идеей, немалое число осложнений, которые имели место в первое время, связаны с отсутствием вискоэластиков, непониманием важности защиты эндотелия роговицы и прочее. Это привело к значительному ограничению распространения процедуры. Но факоэмульсификация катаракты представляла собой великую технику, и постепенно она привлекала все большее внимание офтальмохирургов.

Преимуществ этой техники по сравнению с самой распространенной в те времена интракапсулярной экстракции было множество:

• небольшой разрез, следовательно сокращение периода выздоровления,
  • снижение посттравматического астигматизма,
  • уменьшение частоты появления мелкой передней камеры в послеоперационном периоде,
  • сохранение задней капсулы (разграничение переднего и заднего отрезков – поддержка стекловидного тела в заднем положении),
  • улучшение аспирации хрусталиковых масс, которая при закрытой передней камере становится более полной,
  • облегчение имплантации интраокулярной линзы в заднюю камеру и лучшая переносимость вмешательства (маленький разрез способствовал удержанию воздуха в передней камере, учитывая отсутствие вискоэластиков в те времена).

Традиционная «классическая» экстракапсулярная экстракция утвердилась как самостоятельная техника, которой пользовались офтальмохирурги, которые сохраняли заднюю капсулу для имплантации заднекамерной интраокулярной линзы и хотели при этом избежать трудностей, связанных с изучением техники факоэмульсификации и работой на таком сложном приборе, каким является факоэмульсификатор. Повышенный интерес в восьмидесятых годах прошлого столетия к экстракапсулярной экстракции был связан также с тем, что переход от метода интракапсулярной экстракции к «классической» экстракапсулярной экстракции не требовал радикальных перемен в инструментальном оснащении хирурга, специальной технической и хирургической подготовки.

Однако появление заднекамерных интраокулярных линз стало тем событием, которое больше других определило быструю перемену привычек хирургов. Ориентация сначала на традиционную, а затем на автоматизированную экстракапсулярную экстракцию стало следствием того факта, что эта техника обеспечивала для искусственного хрусталика более надежное положение во время операции и более благоприятный послеоперационный период по сравнению с техникой интракапсулярной экстракции.

Многие другие причины также стимулировали интерес офтальмохирургов к факоэмульсификации. Среди них:

• интерес к мягким линзам, которые позволяют использовать малый разрез для имплантации,
  • капсулорексис, позволяющий осуществлять эндокапсулярную факоэмульсификацию, делая операцию более безопасной,
  • бесшовная технология, которая дает анатомические и функциональные результаты в короткое время и снижает приобретенный астигматизм.

Все эти факторы значительно изменили подход к операции как со стороны хирурга, так и со стороны пациента. Все пациенты обращаются к хирургу с просьбой выполнить операцию более современным методом, хирург, в свою очередь, имеет в своем распоряжении больше возможностей предложить пациенту оптимальный результат, так как факоэмульсификация катаракты предусматривает небольшой самогерметизирующийся разрез, не индуцирует астигматизма и обеспечивает быструю реабилитацию. Такие операции можно выполнять в амбулаторных условиях, снижая эмоциональные, физические и экономические «затраты».

Подробнее о хирургическом лечении катаракты Вы можете ознакомиться здесь

Хирургическое лечение заболеваний органа зрения

На главную