Строение слезных органов

Знание анатомо-топографических особенностей слезных органов, их взаимоотношений с окружающими органами и тканями позволяет лучше понять механизм слезоотведения, этиопатогенез заболеваний слезоотводящих путей, а также правильно выбрать рациональные методы лечения.

В анатомическом и функциональном отношении слезный аппарат можно подразделить на три отдела: слезопродуцирующий, слезопринимающий и слезоотводящий.

Слезопродуцирующий отдел представлен слезной железой (glandula lacrymalis) и добавочными слезными железами (glandula lacrymalis accesoria): в своде конъюнктивы железы Краузе и у верхнего края хряща железы Вальдейера.

Слезопринимающий отдел представлен конъюнктивальным мешком со слезным ручейком (rivus lacrymalis), слезным мясцом, полулунной складкой и слезным озерком.

Слезоотводящий отдел последовательно включает слезные точки (puncta lacrymalia), слезные канальцы (canaliculi lacrymalis), слезный мешок (saccus lacrymalis) и слезно-носовой проток (ductus nasolacrymalis).

Посмотреть анимацию

Заболевания слезных органов

В основу классификации патологии слезных органов положен клинико-анатомический принцип с учетом этиопатогенеза и особенностей течения клинических форм заболевания. Она отображает локализацию патологического процесса, его характер, сопутствующие заболевания и достаточна практична как для выбора методов диагностики и направленной терапии, так и для проведения анализа эффективности различных способов лечения данной патологии.

Заболевания слезной железы

• Воспаление слезной железы: острое, хроническое, туберкулезное, сифилитическое.
  • Свищи слезной железы (врожденные, приобретенные) и опухоли слезной железы (доброкачественные, смешанные, злокачественные).
  • Кисты и дислокация слезной железы.
  • Нарушение функции слезной железы: гиперфункция, гипофункция (болезнь Шегрена).

Болезни слезопринимающего отдела

• Заболевания слезного мясца: воспаление, опухоли слезного мясца, дистрофии.
  • Заболевания полулунной складки: дислокация, рубцовые изменения, дистрофии.
  • Патология слезного озера.

Заболевания слезоотводящих путей

Горизонтальный отдел

• Врожденная патология: атрезия, дислокация слезных точек; закрытие слезных точек зародышевой пленкой; множественность слезных точек и канальцев; фистула слезных канальцев; симптом впалых глаз и высокой переносицы («орлиный взор»).
  • Приобретенные заболевания: сужение, закупорка, заращение слезных точек; гипертрофия и склерозирование канальцев (острое и хроническое); сужение, заращение дилятация, закупорка канальцев; травма слезных канальцев, атония слезных канальцев.

Вертикальный отдел

• Врожденная патология: отсутствие или недоразвитие слезного мешка и слезно-носового протока; сужение, заращение просвета слезно-носового протока; фистулы слезного мешка; дивертикулы, складки, клапаны слезного мешка и слезно-носового протока.
  • Приобретенная патология: воспаление, сужение и заращение слезно-носового протока на различных участках; воспаление слезного мешка (острое, хроническое, рецидивирующее; простое, сложное, сочетанное).
  • Новообразования слезного мешка.
  • Отсутствие слезного мешка после экстирпации.
  • Заращение слезоотводящих путей.

Посмотреть анимацию

В нашей клинике Вам выполнять все необходимые обследования c помощью современного высокоточного оборудования и назначат необходимое лечение.

Архив клинических случаев

Острое воспаление слезной железы Неоплазия слезной железы Гипофункция слезной железы (Болезнь Шегрена)

Удвоение нижней слезной точки Острый каналикулит Острое воспаление слезного мешка

Подробнее о хирургических возможностях Вы можете ознакомиться здесь